АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Яркий проект. Газета "Гудок" 16.11.2011

В отрасли успешно реализуют программу энергосбережения

ОАО «РЖД» является одним из передовых российских предприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Ежегодно значительные инвестиции компании направляются на применение методов более рационального использования топлива и минимизацию неиспользованных объёмов энергии. Это позволяет повышать конкурентоспособность отечественного железнодорожного транспорта и энергетическую безопасность компании, снижать вредное экологическое воздействие и эксплуатационные расходы.

К примеру, уже по итогам 2011 года программа энергосбережения ОАО «РЖД» позволит снизить эксплуатационные расходы компании на 575 млн руб., в 2012-м – на 597 млн, в 2013-м – на 660 млн руб. Повышение энергетической эффективности даст возможность снизить трудозатраты компании на 400 тыс. человеко-часов в год и экономить ежегодно 11,9 млн кВт/ч электроэнергии на тягу поездов.

При этом приоритет будут отдавать технологиям, позволяющим снижать удельный расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, уменьшать энергоёмкость и материалоёмкость других производственных процессов, а также повышать производительность труда. Всего в программу энергосбережения включили

32 мероприятия, в том числе внедрение систем комплексного учёта расхода топлива локомотивами, разработку устройства автомашиниста электротяги и теплотяги с регистратором параметров движения поезда и другие.

Например, в ближайшие три года на установку экономичной светодиодной техники в стационарной энергетике компания потратит 1,7 млрд руб.

На предприятиях компании планируются также строительство модульных котельных на твёрдом топливе (угле) и автоматизированных тепловых пунктов, применение экономных инфракрасных излучателей для обогрева служебных помещений и многое другое.

На полигоне Южно-Уральской железной дороги уже получили реальную отдачу от использования разработанной отраслевыми учёными системы построения энергосберегающих графиков движения поездов. Завершение запланированных разработок по энергооптимальному вождению поездов и их внедрение на всей сети позволят компании ежегодно получать многомиллиардную экономию. А в результате разработки новой нормативной базы в сфере энергосбережения непроизводительные расходы твёрдого топлива на складах должны сократиться на 8–10%.В отрасли успешно реализуют программу энергосбережения

ОАО «РЖД» является одним из передовых российских предприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Ежегодно значительные инвестиции компании направляются на применение методов более рационального использования топлива и минимизацию неиспользованных объёмов энергии. Это позволяет повышать конкурентоспособность отечественного железнодорожного транспорта и энергетическую безопасность компании, снижать вредное экологическое воздействие и эксплуатационные расходы.

К примеру, уже по итогам 2011 года программа энергосбережения ОАО «РЖД» позволит снизить эксплуатационные расходы компании на 575 млн руб., в 2012-м – на 597 млн, в 2013-м – на 660 млн руб. Повышение энергетической эффективности даст возможность снизить трудозатраты компании на 400 тыс. человеко-часов в год и экономить ежегодно 11,9 млн кВт/ч электроэнергии на тягу поездов.

При этом приоритет будут отдавать технологиям, позволяющим снижать удельный расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, уменьшать энергоёмкость и материалоёмкость других производственных процессов, а также повышать производительность труда. Всего в программу энергосбережения включили

32 мероприятия, в том числе внедрение систем комплексного учёта расхода топлива локомотивами, разработку устройства автомашиниста электротяги и теплотяги с регистратором параметров движения поезда и другие.

Например, в ближайшие три года на установку экономичной светодиодной техники в стационарной энергетике компания потратит 1,7 млрд руб.

На предприятиях компании планируются также строительство модульных котельных на твёрдом топливе (угле) и автоматизированных тепловых пунктов, применение экономных инфракрасных излучателей для обогрева служебных помещений и многое другое.

На полигоне Южно-Уральской железной дороги уже получили реальную отдачу от использования разработанной отраслевыми учёными системы построения энергосберегающих графиков движения поездов. Завершение запланированных разработок по энергооптимальному вождению поездов и их внедрение на всей сети позволят компании ежегодно получать многомиллиардную экономию. А в результате разработки новой нормативной базы в сфере энергосбережения непроизводительные расходы твёрдого топлива на складах должны сократиться на 8–10%.

Впереди Америки. Газета "Гудок" 24.08.2011

«По объёму производства и внедрения систем автоведения для поездов американцы пока от нас отстают»

Александр Донской, Генеральный директор ООО «АВП Технология»

– Александр Львович, в департамент технической политики ОАО «РЖД» обратилось ООО «АВП Технология» с просьбой направить в торговое представительство США рекомендации для сотрудничества с General Electric. Нельзя ли об этом более подробно?

– «АВП Технология» является организацией, специализирующейся на изготовлении и поставках систем автоведения поездов, которые широко внедряются на РЖД. Тем не менее для сотрудничества с крупными международными организациями подобные обращения необходимы. General Electric также занимается производством систем автоведения для поездов. По объёму производства и внедрения таких систем американцы пока от нас отстают. Однако они уже активно внедряют системы автоведения на грузовых тепловозах типа Evolution. Но у них в отличие от нас пока не до конца решены вопросы управления пневматическими и электродинамическими тормозами.

– Вы уже начали взаимодействовать с General Electric или вопросы вашего сотрудничества пока в ближайшей перспективе?

– Да, мы уже встречались несколько раз, вели переговоры, подписали протокол о намерениях, ознакомились с опытом работы системы автоведения как на российских, так и на американских железных дорогах. General Electric построила завод в Казахстане и планирует поставки локомотивов на всём «пространстве 1520».

– Какие совместные проекты уже в плане?

– Самый перспективный – это оборудование собираемых в Казахстане локомотивов нашими системами автоведения. Со временем, когда Казахстан года через 2–3 произведёт для себя достаточно локомотивов, их, с большой долей вероятности, станут продвигать на территорию России. Ещё один проект – по дистанционному управлению маневровыми локомотивами. Это технология позволит оператору руководить сборкой поезда на расстоянии.

 

Беседовал Владислав Кукреш

УСАВП-П облегчает труд машиниста. Газета "Гудок" 18.08.2011

В текущем году пассажирское движение на всех основных магистралях сети дорог будет осуществляться по энергооптимальным графикам

Универсальная система автоведения пассажирских электровозов (УСАВП-П)уже не первый год внедряется на локомотивах.

Автомашинист позволяет c высокой точностью соблюдать график движения,обеспечивать оптимальный расход электроэнергии на основе расчёта траектории движения в реальном масштабе времени. Его использование облегчает труд машиниста и способствует повышению безопасности движения.

Основная работа по переводу поездов на энергооптимальные расписания лежит на специалистах Центральной дирекции управления движением и разработчиках данной технологии ОАО «ВНИИЖТ» и ЗАО «АВП Технология». Уже созданы и согласованы с Юго-Восточной и Приволжской дорогами энергооптимальные расписания на участках Елец – Мичуринск – Ртищево – Саратов и на участке Саратов – Волгоград.

В июле проведены опытные поездки с автоведением по оценке экономии и применимости новых расписаний на участках Ртищево – Саратов. Оптимизированы расписания на 36 «нитках» Приволжской дороги, которые введены в постоянную эксплуатацию.

По инициативе старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича в этом году впервые энергооптимальные расписания будут внедрены и на тепловозном ходу на участке Елец – Мичуринск – Ртищево, для чего в локомотивном депо Саратов системами автоведения оборудуются тепловозы серии ТЭП 70. Сравнительные поездки с использованием систем автоведения на этих тепловозах показали повышение эффективности на 5% по сравнению с ручным режимом управления.

Аналогичные работы ведутся на Горьковской, Свердловской и Западно-Сибирской дорогах.

В целом все работы идут с опережением запланированных сроков. По информации из департамента технической политики компании, от внедрения энергооптимальных расписаний движения пассажирских поездов в этом году компания сэкономит более 20 млн кВт•ч электроэнергии.

Сегодня ОАО «РЖД» – один из крупнейших потребителей электроэнергии (на тяговые и стационарные нужды уходит около 8% всей энергии, вырабатываемой в стране). В компании есть утверждённый Федеральной службой по тарифам индикатор энергетической эффективности, рассчитанный на три года. Согласно документу уже в этом году компания должна снизить энергоёмкость перевозочного процесса.

Владислав Кукреш