Система страхует от ошибок. Газета "Гудок". Выпуск № 69 (25504)
Автоматизированные системы управления
для железнодорожного транспорта
г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 16 +7 (499) 286-38-88
RU

Система страхует от ошибок. Газета "Гудок". Выпуск № 69 (25504)

Более семи тысяч локомотивов ОАО «РЖД» уже оборудованы современными системами автоведения, которые позволяют вести поезд с точностью до одной минуты на обычных маршрутах и до 30 секунд – в высокоскоростном движении.

Сначала эта система была внедрена на Южно-Уральской дороге, а затем и на Западно-Сибирской. Сейчас к проекту подключились Куйбышевская, Московская и Дальневосточная магистрали. 
– Бортовая микропроцессорная система реализует ведение поезда по заданному маршруту с оптимизацией времени работы двигателей в тяге и соответственно с минимальным количеством торможений, – говорит Дмитрий Волковский, руководитель департамента развития ООО «АВП Технология». – При этом экономия электроэнергии составляет до 10% по сравнению с поездами, не оборудованными системами автоведения. 

Локомотивные бригады благодаря этим системам также оказываются в выигрыше: во-первых, машинист освобождается от необходимости выполнять рутинные операции по управлению локомотивом, а во-вторых, повышается психофизическая устойчивость членов бригады. Так, если раньше плечо составляло менее 300 км, после чего машинист сменялся и шёл отдыхать, то с этой системой он спокойно преодолевает маршрут длиной более 500 км. И при этом меньше устаёт. Кроме того, машинист застрахован от совершения технических ошибок во время движения, каждая из которых может повлечь за собой перерасход энергии. 

Система автоведения поездов получила дальнейшее развитие в реализации технологии вождения поездов по энергооптимальным графикам. Эта технология воплощена в автоматизированной системе построения ежесуточных графиков движения поездов «Эльбрус», разработанной во ВНИИЖТе. В перспективе система будет обрабатывать информацию о формировании поездов, о выдаче локомотивов и другие необходимые данные на сети дорог от Калининграда до Владивостока. Далее подготовленный массив данных поступает на борт локомотива для реализации энергооптимального движения для каждого поезда и каждого маршрута. Нужно отметить и ещё один важный момент: для станции назначения рассчитывается такой график работы, чтобы поезда подавались равномерно, через определённые промежутки времени, а не все сразу. Перераспределение поездных потоков также даёт мощный эффект. Таким образом, специалисты идут от автоматизации в управлении одним поездом к автоматизированным системам управления всем процессом движения на полигоне. Следует отметить, что с помощью таких систем может быть изменён режим движения каждого поезда в зависимости от поездной обстановки. С борта локомотива при этом передаётся информация в центр управления о том, где в данное время находится локомотив и в каком он техническом состоянии. Кроме того, системы автоведения оберегают локомотивы от ненормативных режимов эксплуатации. Для этого в них заложены критические параметры работы локомотивов. И если фиксируется превышение этих параметров, то бортовая система блокирует дальнейшее усиление нагрузки.